1. Главная
  2. Бизнес культура
  3. Конфликты в бизнесе: как HR-у понять, что нужно вмешаться в конфликт
Как HR понять, что нужнов мешаться в конфликт

Конфликты в бизнесе: как HR-у понять, что нужно вмешаться в конфликт

Бизнес культураДля HRДля профессионаловКонфликтология

Не все рабочие конфликты несут деструктивный характер. Часто это как раз тот “позитивный стресс”, благодаря которому человек растет как личность и как профессионал. Полезные конфликты называются “конструктивными”: с ними сотрудники могут и должны справляться самостоятельно. Но когда речь идет о деструктивном конфликте, только HR может грамотно “разрулить” ситуацию. Служба исследований HeadHunter провела опрос и он показал, что 32% работников сталкивались с деструктивным конфликтом на рабочем месте. В данной статье вы узнаете, как улаживать конфликтные ситуации среди коллег и как нейтрализовать конфликт в бизнесе, пока он не перерос в настоящую вражду. 

Как заметить назревающий деструктивный конфликт в коллективе?

Определить назревающий конфликт поможет сниженная мотивация у кого-то из сотрудников, затяжное молчание в коллективе, частые больничные, подавленный вид без видимых причин.

Причинами для возникновения деструктивных конфликтов могут стать:

  • ложная информация, которая пагубно сказывается на результате работы трудового коллектива;
  • новые сотрудники, которые не знают и не хотят следовать установленным правилам и порядкам в коллективе;
  • разные ценности, взгляды;
  • недостаток в коллективе сильного и мотивационного лидера;
  • недостаток сплоченности в коллективе;
  • несогласие о занимающей должности несоответствующим человеком или о месте сотрудника в коллективе;
  • неумение управлять и распределять человеческие ресурсы;
  • личностная почва (наличие постоянной критики или навязывание собственного мнения);
  • не равномерное распределение заработной платы сотрудников. 

Как результат: текучесть кадров, неэффективно выполненная работа сотрудниками, нездоровая конкуренция и дезориентация в целях компании.

При этом, к руководителям обращаются за помощью в разрешении конфликта всего в 13% случаев. 

Как понять, что нужно вмешаться в конфликт и что без вас не разберутся?

Конфликты бывают затяжными, что негативно влияет на результат работы сотрудников. Руководителю следует вмешаться в случае если:

  • Конфликт одной и той же темы – возникает постоянно из-за системы работы и не находит решения длительный период времени. К примеру, частые конфликты между глав бухгалтерами, акционерами и директорами. В данном случае, руководитель может стать посредником, чтоб деловой конфликт не нёс психологический характер;
  • Одни и те же стороны конфликта – возникновение неприязни между сотрудниками на психологическом и подсознательном уровнях. К примеру, сотрудник похож на человека, который сделал в прошлом подлый поступок. На подсознательном уровне, вторая сторона конфликта сравнивает коллегу с «подлецом» и конфликт возникает за счёт психологического фактора. В данном случае, руководитель должен прекратить их взаимодействие;
  • Неадекватный характер поведения адекватных коллег – адекватные сотрудники всегда будут искать возможность для решения конфликтной ситуации. Для них не свойственно конфликтовать на «ровном месте». Важно заметить даже малейший сигнал от таких людей. Руководителю нужно выслушать стороны конфликта по отдельности, придерживаясь нейтралитета. Высказавшись, они могут самостоятельно разобраться. В противном случае – вам придётся стать посредником и помочь найти «золотую середину» утихомиривая эмоции. Важно, чтоб руководитель не превратился в данном случае в психолога! Лучше в безвыходных ситуациях не давать сторонам конфликта взаимодействовать вместе. 

Как вмешаться в конфликт, чтобы не сделать хуже?

Важно, чтоб руководитель правильно поставил себя во время конфликта. Для этого ему нужно:

  1. Не заниматься сдерживанием конфликта, иначе это приведёт к коллапсу.
  2. Забыть о просьбах.
  3. Придерживаться нейтралитета.
  4. Не уходить от темы, особенно если вопрос не касается конфликта.
  5. Найти решение и компромисс для сторон.

Решение конфликтов:

Структурные конфликты:Межличностные конфликты:
  • Разъясните требования к работе.
  • Установите чёткую координацию.
  • Правильная организация.
  • Установление системы вознаграждений.
  • Уход от конфликтной ситуации.
  • Уступчивость.
  • Сотрудничество.
  • «Золотая середина».

Как избежать конфликтов?

  • Создайте благоприятную атмосферу в коллективе. Дайте коллективу все нужные ресурсы в одинаковых объёмах.
  • Тщательно подбирайте новый персонал.
  • Единственный правильный стиль руководства. Персонал не понимает, когда стили часто меняются и нет конкретного постоянства. Можно использовать постоянно смешанный стиль.
  • Мотивационный момент сотрудников (в материальном, профессиональном и карьерном планах).
  • Проведение групповых тренингов. 

Правильное руководство и умение разрешать конфликты в коллективе – залог успеха для любого руководителя. В случае неудачных попыток наладить отношения между сотрудниками, вы можете заказать профессиональный тренинг «Конфликтология» у нас. Мы с удовольствием вам поможем.

Меню