1. Главная
  2. Бизнес культура
  3. Корпоративные конфликты на примере рейдерского захвата “Цитруса”
корпоративные конфликты на примере рейдерского захвата Цитруса

Корпоративные конфликты на примере рейдерского захвата “Цитруса”

Бизнес культураДля HRКоммуникацияКонфликтология

Внутрикорпоративные конфликты – наиболее распространённая причина проблем в управлении бизнесом. Внутренние споры имеют больше шансов оставить инвесторов без рычагов влияния на компанию, чем большинство угроз извне. Умение гасить корпоративные конфликты в зародыше необходимо любому бизнесмену вне зависимости от сектора деятельности.

Корпоративные конфликты легко предотвратить на ранних стадиях, когда обе стороны доверяют друг друга, и практически невозможно погасить на пике, когда противостояние переросло из незначительных несовпадений во мнениях в полноценную междоусобицу. Классический пример корпоративного конфликта можно наблюдать на примере сети электроники «Цитрус», совладелец которой Дмитрий Зинченко недавно объявил о рейдерском захвате.

Агрессивная борьба за точки влияния для крупных игроков не в новинку, однако, по свидетельству Зинченко, «Цитрус» пострадал не от стороннего нападения, а от действий полноправного партнёра по управлению предприятием, Григория Топала. За одни сутки Дмитрий Зинченко и члены его семьи были отстранены от управления. Зинченко заявил о незаконном смещении себя с позиции СЕО компании. Топал комментариев по обвинению в захвате пока не давал; по утверждению нового СЕО, Вадима Лысюка, сеть работает в штатном режиме.

Почему возникают корпоративные конфликты?

Любой крупный игрок опасается, в первую очередь, конкурентов извне: опасность поглощения заставляет руководителей тратить целые бюджеты на реальные и мнимые угрозы. В то же время, согласно статистике, наиболее распространённая проблема для бизнеса вне зависимости от его величины – корпоративные конфликты.

У истоков успешного дела нередко стоят школьные друзья, родственники или близкие приятели. Высокий уровень доверия облегчает организационные процессы, но и порождает многочисленные недоговорённости, которые с годами разрастаются до нерегулируемых противоречий. Конфликтология в этом случае прогнозирует развитие антагонизма – состояния, в котором партнёры уже не могут примириться, пропадает сама возможность диалога, и бывшие союзники допускают вероятность насильственных действий в адрес друг друга.

Что случилось с «Цитрусом»

Хотя Дмитрий Зинченко и члены его семьи остаются на связи с прессой с первого дня, на настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь следующее:

  1. Произошла смена СЕО «Цитруса» – позицию занял Вадим Лысюк.
  2. Дмитрий Зинченко юридически сохраняет все права на свою долю предприятия (50%).
  3. Зинченко и члены его семьи не согласны с изменениями в руководстве.

Налицо острый корпоративный конфликт: очевидно, что некоторым предпринимателям, вовлечённым в управление сетью, введение нового СЕО в управление представляется необходимым шагом.

Некоторые источники сообщают, что Зинченко не смог адекватно воспринять назначение Лысюка на позицию СЕО, и, соответственно, ведёт себя несоразмерно ситуации. В то же время, вопросы вызывает отсутствие реакции Топала на прямые обвинения Зинченко в рейдерском захвате и предательстве многолетней дружбы. Пока неизвестно, что заставляет молчать второго партнёра, но конфликтология помогает предсказать дальнейшее развитие событий. Молчание при таких обстоятельствах равнозначно жесткой прямой конфронтации – бойкоту; а значит, конфликт будет только нарастать.

Как предотвратить корпоративный конфликт

Сложность регулирования внутрикорпоративных конфликтов – в отсутствии жестких рамок сотрудничества, на которые можно опереться при конфликте со сторонним предприятием, смешанных рычагах давления и личных интересах. Для акционеров «междусобойные» конфликты часто имеют больше негативных последствий, чем нападение извне: они имеют больше шансов закончиться частичным или полным отстранением части инвесторов от управления бизнесом.

Поэтому важно устранять корпоративные неурядицы в зародыше, если необходимо – с привлечением сторонних специалистов. Равноправное сотрудничество – это ежедневный труд, и обе стороны должны прилагать усилия по тому, чтобы быть услышанными и слышать собеседников. В противном случае, легко оказаться в ситуации, когда одна сторона выглядит жестоким беспринципным агрессором, а другая – инфантильным, непоследовательным самодуром.

Предыдущая запись
Конфликты в бизнесе
Меню